Ущерб, причиняемый болезнями растений и разрушающими дерево грибами
Экономическое значение болезней культурных растений и лесных пород исключительно велико. История знает примеры, когда массовое распространение болезней важных сельскохозяйственных культур приводило к переселению народов, гибели от голода миллионов людей. Известны случаи, когда в результате распространения болезней на огромных территориях полностью прекращалось возделывание поражаемых растений.
Так произошло, например, с кофейным деревом в Юго-Восточной Азии, где в конце прошлого столетия из-за опустошительной эпифитотии ржавчины были ликвидированы плантации этой ценнейшей культуры. Эпифитотическое распространение ржавчины в Бразилии также в свое время поставило под угрозу выращивание там кофейного дерева, полезного авокадо. Несомненно, такие факты ставили экономику сельскохозяйственной страны в сложное положение.
В современных условиях, несмотря на известные достижения в выведении устойчивых сортов, создание и применение различных средств борьбы с болезнями растений, многие заболевания еще приносят ущерб лесному и сельскому хозяйству. В лесных питомниках нередко наблюдается массовая гибель сеянцев древесных пород от полегания и болезней типа щютте. Распад и усыхание хвойной посадки на больших участках возбуждает корневая губка. Значительный вред насаждениям сосны причиняет смоляной рак, а ильмовым — голландская болезнь. Насаждения липы почти повсеместно усыхают от тиростромоза. Огромные убытки связаны с болезнями цветочных культур, лекарственных растений, возделываемых в питомниках.
Ущерб, причиняемый болезнями растений, складывается из прямых и косвенных потерь. Прямые потери непосредственно определяются снижением количества и качества получаемой продукции, например уменьшением выхода стандартного посадочного материала или деловой древесины, ухудшением качества семян или цветочной продукции и т. п. Прямые потери могут быть с той или иной степенью точности оценены и в денежном выражении по разнице в стоимости продукции, получаемой от здорового и больного растения, с гектара здорового и больного леса и т.п. Так, например, в Западной Европе ежегодные потери деловой древесины в результате поражения насаждений корневой губкой оцениваются в 15—20 млн долл. Косвенные потери связаны с последствиями болезни, которые могут выражаться в снижении зимостойкости растений и их устойчивости к другим болезням, в затратах на пересев в случае гибели всходов от полегания, на дополнение молодых культур при усыхании их от щютте, ржавчины или мучнистой росы, лесовосстановительные работы в очагах корневых гнилей, некрозно-раковых, сосудистых заболеваний и т. д. Появляется необходимость ежегодных затрат и на проведение профилактических мероприятий по защите растений, на химические, биологические и другие меры борьбы с болезнями леса.
Огромный ущерб причиняют и сапротрофные разрушающие дерево грибы, которые поражают лесоматериалы, хранящиеся на складах, вызывают гниение деревянных конструкций в различных сооружениях и зданиях. По подсчетам специалистов, не менее 20 % от общего количества заготавливаемой в стране деловой древесины расходуется для восполнения ее потерь от преждевременного разрушения грибами. Известно также, что складские и домовые грибы ежегодно уничтожают миллионы кубометров древесины, а общие затраты на периодически проводимый противогрибной ремонт зданий приближаются к затратам на их строительство.
На настоящий момент достойного ответа болезням и грибам-паразитам еще биологи не дали. Однако уже имеется центральное направление, по которому идут исследования – ученые решили не создавать супероружие, а культивировать его в самих растениях. В частности, селекция может позволить вывести виды растений, устойчивых ко многим вредителям.